Инвестиции в управление знаниями
Русин Александр Олегович, 12.08.2008
Перевод с английского доклада аналитического агентства "IDC" "Capitalizing on Knowledge Management"
"Нет смысла постигать новое, если нет применения старым знаниям" R.K. Bergthon.
"В современном мире знания представляют собой значительную силу. Знания, как таковые, являются ключом к развитию и совершенствованию" Pete F. Drucker
"Старайтесь воплощать в жизнь все, что вы знаете, и со временем вы сможете получить все, о чем только мечтали". Rembrandt (Harmenszoon van Rijn)
Ключевым аспектом в работе многих успешно действующих компаний является их интеллектуальный потенциал и способность превращать его в конкретное преимущество перед конкурентами. Основой интеллектуального потенциала любой компании являются ее сотрудники. Улучшение качества трудового ресурса состоит в различных способах управления знаниями.
Сотрудники являются ценной составляющей любой компании. Способности сотрудников можно разделить на явно выраженные и скрытые. IDC рассматривает скрытые способности как нереализованный интеллектуальный потенциал сотрудника. С другой стороны, явно выраженные способности - это способности, воплощенные в конкретную деятельность и знания. Главная цель УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (УЗ) - это превращение срытых способностей в явно выраженные, которые в будущем должны давать результат в виде конкретной финансовой отдачи.
Ниже будут подробно рассмотрены элементы данной технологии.
ДОКЛАДЫ АНАЛИТИКОВ IDC
Thomas Murphy IT консультант, менеджер по исследованиям
Наибольшей трудностью, возникающей при инвестициях в интеллектуальную собственность у компаний во всем мире, является не то, как найти самую передовую технологию в своей отрасли, а как правильно и грамотно построить организационную структуру компании. Многие компании для этого создают специальные группы, включающие в себя представителей различной функциональной направленности. Наибольший эффект достигается, если в эти группы привлекаются также партнеры, клиенты и сторонние эксперты.
Marianne Hedin эксперт в области УЗ, менеджер по исследованиям
Общеизвестно, что технологии сами по себе не являются превалирующим фактором в создании эффективного процесса, основанного на разделении труда. В данном процессе также важно применение инструментария УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ и вспомогательных технологий, таких как средства группового проектирования (groupware), информационно-поисковые системы (seach/retrieval engines), хранилища данных (data warehousing). Ключевым моментом в УЗ является работа с человеческим фактором, включающим в себя поведенческие, организационные, культурные элементы. Нельзя ждать хорошей отдачи от УЗ, если сотрудники не желают или не заинтересованы в обмене информацией, знаниями друг с другом, или когда в организации ограничивается движение информации и знаний. Эти нюансы на самом деле представляют основу УЗ и стимулируют быстрый рост новых направлений в области услуг, особенно консалтинговых фирм, как больших так и малых, которые внедряют и оптимизируют УЗ программы для своих клиентов.
IDC прогнозирует, что компании в США вложат более чем 900 миллионов долларов на связанные с УЗ программы в 1999 году и будут увеличивать эти расходы так, что они составят более чем 5 млрд. долларов к 2003 году. Несмотря на то, что большинство расходов на УЗ приходится на США, компании других стран, особенно Канады, Европы и Австралии последуют данной тенденции и в ближайшем будущем им будут необходимы консультации в данной области. Расходы в других странах (кроме США) на программы, связанные с УЗ, оцениваются на уровне 385 миллионов долларов в 1999 году и прогнозируется их стремительное увеличение до 3 млрд. долларов к 2003 году. IDC ожидает мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 61%.
Вообще, консалтинговые компании трактуют понятие УЗ с различными вариациями и с акцентом на различные составляющие, это происходит вследствие огромной значимости УЗ и широты включаемых элементов. Они выделяют пять основных компонентов внутри организации: стратегия, процесс, человеческий ресурс/организация, содержание и технология. Идеально консалтинговые фирмы должны рассматривать своих клиентов через призму всех перечисленных факторов, так как только их совокупность принесет максимальный эффект от технологии УЗ. Также следует отметить, что эти элементы по своей сути взаимозависимы друг от друга, и почти невозможно изменять один элемент, не затрагивая другой.
Услуги по УЗ включают в себя консультирование (оценку, планирование), реализацию идей, операционное управление, тренинги и поддержку. Не удивительно, что на реализацию идей приходится 65% доли от всех услуг, а на консультирование - 15-20%. Операционный менеджмент является новейшей и наиболее быстро развивающейся областью УЗ. Также IDC констатирует, что организации обращаются к IT-услугам и консалтинговым компаниям, чтобы улучшить текущую работу и управление УЗ-технологиями. Тем не менее, такие части УЗ как человеческие ресурсы, организационные и культурные аспекты должны контролироваться и управляться внутри компании.
Несмотря на то, что консалтинговые фирмы предлагают УЗ как отдельную услугу, они обычно включают его и в другие сервисы и предложения. Также УЗ рассматривается как инструмент для расширения сферы применения других услуг, таких как управление связями клиента, планирование корпоративных ресурсов (ERP, Enterprise resource planning), управление поставками и электронной коммерцией. Фактически, УЗ станет неотъемлемым компонентом почти всех видов услуг. Можно смело утверждать, что УЗ примет различные виды в разрезе различных отраслей. Несмотря на то, что УЗ на данном этапе времени наиболее востребовано в фармацевтике, госслужбе и в сфере профессиональных услуг, вскоре УЗ проникнет в сферы финансов, здравоохранения, промышленности, коммуникаций, производства потребительских товаров, производства разнообразного инструментария. Использование УЗ в данных секторах экономики подтолкнет их к дальнейшему развитию. Несомненно, УЗ имеет большое будущее и широкую сферу применения как самостоятельная дисциплина.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ IDCОбобщенные выводы по поводу развития и содержания УЗ
Как выглядит и в каких формах воплощается УЗ в США сейчас?
Управление знаниями (УЗ) получило широкое распространение в крупнейших американских компаниях как логичный ответ возросшим требованиям современности и конкурентной борьбы. IDC прогнозирует за период с 1999 по 2003 год более чем шестикратное увеличение расходов на развитие данной сферы.
IDC рассматривает УЗ как междисциплинарную сферу, соединившую в себе такие направления как профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Основная цель применения УЗ - создание среды, в которой воспроизводится знание (интеллектуальный продукт). Поэтому результаты УЗ следует рассматривать как долгосрочно-стратегические, особенно при развертывании УЗ в среде Интранет и при реализации больших совместных проектов.
УЗ включает в себя такие блоки как оценка (аудит) имеющихся знаний, определение интеллектуальных (знаниевых) процессов, развитие корпоративных таксономий, разработка нормативов и техник измерения знаний, тренинги, IT и сетевое планирование, коммерческие стратегии в области знания.
Развитие центра "электронного" 1 знания
Как компании поступают с растущей потребностью интеграции знаний внутри организации?
Какие роли будет играть IT-организация в этой создающейся модели?
Сбор сведений, структурирование и распространение знаний является чрезвычайно важными элементами в управленческой стратегии большого количества компаний. Хотя многие компании имеют достаточно определенные программы в области УЗ, наиболее целесообразным выглядит принятие программ развития интеллектуального капитала в качестве стратегических инициатив. Ведь даже те компании, где применение УЗ находится на высоком уровне, страдают от пробелов в области теории данного вопроса и недостаточности в плане достижения конкретных результатов на корпоративном уровне. IDC, проведя опрос руководителей отделов компаний, непосредственно связанных с разработкой и применением УЗ, выявило несколько общих концепций для успешного развития и применения УЗ в компании: - Компании необходима четкая стратегия в области УЗ, с определением ценности конкретных знаний и целей;
- Организационные и культурные составляющие имеют большее влияние на развитие успешного процесса УЗ, чем технологические;
- Компании необходимо иметь сильное центральное управление в области "электронных" 1 знаний, в котором ключевую роль играет "IT" как координирующее и связующее звено в функционировании процессов УЗ.
1. Примечание редактора перевода:
В оригинале статьи применяется термин "eKnowledge". Поскольку он не имеет сложившегося аналога в русском языке, в переводе использовано сочетание "электронное знание". С точки зрения редактора, это предпочтительнее перевода "е-знание", который может ошибочно ассоциироваться с "Интернет" (по аналогии с е-коммерцией и е-магазином). В действительности, термин "eKnowledge" имеет отношение не только и не столько к Интернет, сколько к знаниям, организованным (сосредоточенным) в IT-среде.
Соединение сообществ
Этот доклад основан на более чем 40 интервью с представителями компаний, так или иначе вовлеченных в становление и развитие УЗ. Проведенный анализ показал причину, по которой УЗ имеет такую эффективность для использующих его компаний. Кратко ключевыми моментами эффективности УЗ можно назвать следующие: - Разрушение стереотипа единого понятия "корпоративная культура";
- Понимание групповых культурных ценностей как ключевого момента для соединения сообществ;
- Объяснение как технология может помогать в разделении и обобществлении знаний между различными культурными группами;
- Определение корпоративных знаниевых порталов (EKPs, Enterprise Knowledge Portals) и их роли как главного источника для разделения и обобществления знаний внутри организации.
Семнадцать из опрошенных IDC компаний согласились предоставить аналитические данные об их деятельности для этого доклада. Другие компании не разрешили по различным причинам (стратегическим, конкурентным, внутренним) публиковать их данные.
Перевод с английского, 24.04.2001 Переводчик - Дмитрий Шеремет Редактор перевода - Александр Русин (amfora@noolab.ru) Оригинал статьи: www.idc.com.tw/files/km.htm
Русин Александр Олегович, 12.08.2008
|